Воспитателю с неговорящими детьми особенно важно установить тесный контакт, поднять их эмоциональное состояние.
Как правило, эти дети малоактивны, требуют дополнительных воздействий, не могут сосредоточиться, в силу чего нуждаются в специальных условиях формирования внимания. На первых порах таких детей объединяют с другими, с теми, у которых речь развита несколько лучше, но не на столько, чтобы они могли, как говорится, «забить» плохо говорящего ребенка своими умениями. Такие дети внимательно приглядываются к действиям сверстников, успокаиваются, незаметно подражают их действиям, словам, легче вступают в контакт с окружающими детьми и взрослыми.
Работа с любым ребенком начинается с установления контакта. На первых порах лучше вообще не требовать от ребёнка речевой отдачи. Важно не отпугнуть ребёнка настойчивым «скажи», «повтори», строго исключите эти выражения из своего общения с такими детьми.
Можно посоветовать применять различные игры с игрушкой, заинтересовавшей ребенка. Игры типа «Делай, как я» (покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж) вызывают его на безречевое, а в последствии — на речевое подражание.
Не фиксируйте внимание своё, ребёнка и окружающих на его дефекте. Никогда не говорите ему, что он не хочет или не может говорить. Хвалите за любую его инициативу, пусть и не речевого характера.
Больше говорите с такими детьми, озвучивайте все действия. Например, мытьё рук сопровождается монологом взрослого:
— Что мы делаем? – Моем руки. Что это? Мыло. Что мы сделали? Вымыли руки.
Игра сопровождается монологом взрослого:
— Что ты взяла? Куклу. Что это? Кукла. Что мы будем делать? Играть с куклой. и т.д.
Названия предметов произносятся в замедленном темпе, многократно проговариваются, взрослый исполняет одновременно роль и спрашивающего и отвечающего, т.е. даётся диалог-образец. Проговаривание используется только в процессе действий с предметом. Просто так слова проговаривать бесполезно. Так может продолжаться несколько дней.
Постепенно ребёнка косвенно поощряют к вступлению в диалог – для этого взрослый делает всё более и более длительные паузы (до 5-10 сек.) Например: принеси машинку. Что ты принёс?… Это машина… Смотри на меня и слушай: машина. Давай вместе: ма-ши-на.
Здесь важно привлечь к работе все анализаторы ребёнка: зрительный, тактильный, двигательный. Желательно, чтобы при общении ребёнок смотрел в глаза взрослому, это даёт возможность зафиксировать внимание ребёнка на работу артикуляционного аппарата (движения губ, языка). Одно и тоже слово можно проговорить ребёнку на ушко, либо прохлопать ритм слова по его ручке. Подобное использование в работе комплекса анализаторов усиливает компенсаторные процессы, т.к. сигналы-раздражители, поступающие по анализаторам в кору головного мозга, стимулируют деятельность нервных клеток, посредством чего речевой материал воспринимается и усваивается ребёнком. И пусть ребёнок ещё не повторил слово, а только внимательно следил глазами за движениями ваших губ, важнее, что он сделал первый шаг, он проявил заинтересованность в процессе.
Обратите внимание, что эта работа строится в процессе реальных бытовых или игровых действий. И второе важное условие – ребёнок не должен догадываться, что вы его учите говорить, занимаетесь с ним развитием речи.
Направления работы
1.Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа «Дай ручку», «А где ножка?», «Покажи носик у собачки», «Положи Машу спать», «Положи мяч в коробку», «Посади куклу в коляску» и т.п., опираясь на то, что ребёнку доступно.
— Не дожидаясь, пока ребёнок начнёт сам вступать в речевой контакт, развивайте мыслительные процессы, начинайте учить его различать предметы по размеру (покажи большой мяч – маленький мяч), соотносить цвета, форму (дай такое же ведёрко, как у меня), количество (покажи один – покажи много).
2. Развитие слухового внимания:
Пробуждение интереса к звукам окружающего мира (послушаем тишину; что там шумит…);
Дифференциация тихих и громких звуков;
Определение направления и источника звука (игры с музыкальными инструментами);
Развитие умения соотносить количество звучаний с числом (повторить ритм);
Развитие умения ориентироваться на смысл сказанного.
3. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики (чёткая речевая инструкция и сопровождение движений стихами, что развивает целенаправленность действий, создаёт положительный эмоциональный фон, улучшает понимание обращённой речи, обогащает словарь).
Моторное развитие способствует формированию у детей разнообразных двигательных навыков. Чем лучше сформированы движения у ребёнка, тем лучше развивается речь. Пальчиковые игры оказывают благоприятное воздействие на развитие речи детей (речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук), подготавливают ребёнка к рисованию, письму.
Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.
Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика и логопедический массаж. Элементы массажа:
«Смешная песенка». Перебирая пальцами по губам, произносить звук похожий на .. Б-Б-Б .. Движения пальцев вправо, влево.
Расчёска» Слегка прикусить нижнюю губу и несколько раз поскоблить её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусить верхнюю губу и несколько раз поскоблить её нижними зубами.
«Любопытный язычок». Улыбнуться, сомкнув зубы, но не плотно. Протискивать язык наружу между зубами так, чтобы верхние резцы скоблили по верхней поверхности языка.
«Накажем язычок». Высунуть изо рта язык и слегка покусывать его. При выполнении этих движений произносить звуки … та-та-та …
4. Уточнение и расширение пассивного словаря по лексическим тема («Это я», работа с фотоальбомом, с игрушками).
Это глазки. Вот. Вот. показываем
Это ушки. Вот. Вот.
Это нос. Это рот.
Там спинка. Там живот.
Это ручки. Хлоп. Хлоп.
Это ножки . Топ. Топ.
Ой, устали. Вытрем лоб.
5. Формирование фразовой речи:
Побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка (различные виды пряток: ищем игрушку, часть тела, самого ребенка).
Прятки
Эта игра способствует развитию эмоционального общения ребенка со взрослым, кроме того детям доставляет огромное удовольствие находить спрятанные взрослым предметы. Основная цель этой игры для неговорящего ребенка: стимуляция произнесения слова «Вот» или словосочетаний «Вот он, вот она». Взрослый показывает ребенку конфетку, шарик, изюм или что-то другое, в получении чего ребенок будет заинтересован. Затем прячет этот предмет в кулак и убирает оба кулака за спину, после чего предлагает ребенку угадать, в каком кулачке он спрятан. «Угадай, где конфетка! Правильно, вот (вот она)! Где конфетка – вот!». Взрослый очень эмоционально произносит слово «Вот», побуждая к тому же ребенка. Затем ребенок прячет предмет, когда взрослый угадает, уже ребенку нужно будет сказать «Вот!». В игру «прятки» можно играть и по-другому: накидывать прозрачный платок на голову ребенка и спрашивать «Где Ваня? — Вот Ваня, кто здесь (ребенок может называть свое имя или говорить «я»)». Также под платок можно прятать куклу, которой нужно дать простые имена: Катя, Ваня, Тата, Оля. Ребенку нужно дать задание «Спрячь, найди». Эти игры также направлены на развитие понимания речи ребенком, в том числе глаголов.
Побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса. Что это? Что там? Используйте в качестве приёмов рассматривание книжек-раскладушек, игрушек в сухом бассейне, в коробочках, завёрнутых в бумагу и т.п. Главное – привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями «Ай!», «Ой!», «Ух!», расположить к речевому подражанию.
Побуждение выражать свою просьбу одним словом (дай, помоги, надень, пойдём).
Побуждение выражать свою просьбу словосочетанием, предложением (давай играть, дай мне мяч).
Параллельно ведется работа по развитие психических процессов, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребёнка (игры на восприятия цвета, формы, на логику).
Используйте альтернативные вопросы, например: «Какую игрушку тебе дать, зайчика или куклу? Что тебе дать – чашку или ложку? Что хочешь – рисовать или поиграть?» В такой формулировке вопроса ребёнок слышит и может использовать подсказку и повторить нужное ему слово или использовать альтернативные средства коммуникации — показ.
Используйте такую ситуативную ситуацию, как общение в ходе выполнения поручений. Например, взрослый, предварительно убрав какой-либо предмет на высокую полку, например, собачку, просит ребёнка принести его. Т.к. ребёнок не может достать предмет, ему придётся каким-то образом вступать к контакт со взрослым. Взрослый, в свою очередь, стимулирует обращение ребёнка: «Что ты хочешь? Собачку? Как надо попросить? – Дай собачку». Важно, что ребёнок может не повторить просьбу!!!
Основные правила общения с ребёнком:
1. Сопровождайте собственные действия, а также действия других и самого ребенка, происходящие явления речевым комментарием. Все режимные моменты и деятельность неговорящего ребенка требуют пояснений, например: «Доброе утро, ты проснулся. Идем в ванную. Будем умываться» или «Слышишь? Это стук. Ребята играют. Стучат».
2. Речевой комментарий не должен перегружать внимание ребенка, строго дозируйте речевой материал, направленный к ребенку. Представьте, что Вам необходимо повесить напоминание на холодильник о каком-либо действии. Вы не будете писать много слов, Вы напишите отдельные слова — суть явления. Другой аналогией может служить вычитывание учебника для конспектирования, когда из всего текста, Вы отмечаете только самое важное. Вспоминайте об этих аналогиях, когда Вы формулируете речевой комментарий. Например: «Вот дерево (недлительная пауза). Высокое дерево (снова короткая пауза). Вон гнездо (снова пауза). Там птичка (снова пауза). Где птичка? Покажи! А вот низкое дерево. На нем нет птички. Тут есть птичка? Нет, нет птички».
Для ребенка с нарушением понимания речи комментарий должен быть еще короче. Например, во время прогулки: «Дерево. Дерево стоит. Птица. Летит. Поёт». Таким образом, речевой комментарий — это не развернутая связная речь взрослого со сложноподчиненными предложениями, а речевые «метки» для окружающей действительности.
3. Речевой комментарий должен включать в себя части речи. Называйте не только предметы, но и действия. Например: «Это ключ. Железный. Сделан из железа, значит железный. Положи на руку. Холодный. Ключ открывает дверь. Ключ упал. Звенит».
4. Речь, обращенная к ребенку должна быть эмоциональной, с вариабельными (видоизменяющимися, непостоянными, переменчивыми) интонацией, тембром, громкостью, с четкой, периодически утрированной артикуляцией. Именно такая речь активизирует ориентировочную реакцию ребенка и стимулирует его установить с Вами глазной коммуникативный контакт. Важно, чтобы ребенок смотрел на рот взрослого, но не нужно насильно поворачивать лицо ребенка или кричать: «Посмотри на меня». Привлекать внимание к собственной речи можно также визуальными эффектами: накрасить губы яркой помадой, надеть шляпу или парик, крупные серьги и пр. Также можно положить руки ребенка на свое лицо, если он не против.
5. Для детей с нарушением понимания речи необходимо подкреплять речь жестами, а также использовать предметы, фотографии (в младшем школьном возрасте — НЕ схемы) для улучшения понимания.
Например, если ребенок злится и хочет Вас ударить (агрессия часто сопровождает поведение неговорящего ребенка и является естественной реакцией, нельзя запрещать ребенку злиться, это усилит негативизм и еще больше снизит желание говорить, но необходимо четко обозначить границы возможного проявления злости), скажите коротко «Стоп! Драться нельзя!» и поставьте перед ребенком подушку или кресло мешок. Особенно в момент яркой эмоции необходимо следить за речевым образцом, подаваемым ребенку. Речь может появиться, в том числе, и на фоне отрицательной эмоции, поэтому важно не читать ребенку нотаций, а говорить четко и коротко. Если Вы хотите, чтобы ребенок начал собираться на улицу, кратко скажите «Идем гулять» и покажите фотографию ребенка на улице.
6. Говорите о том, что актуально для ребенка в данный момент, желательно в тот момент, когда активна перцептивная (познание через ощущения) или предметно-практическая деятельность ребенка (например — ребенок помогает развесить выстиранное белье)
7. Оречевляйте чувства, эмоции свои и ребенка для развития эмоциональной лексики. Вы можете сказать в ответ на поведение ребенка, которое Вам не нравится «Я злюсь» или в ответ на нежелание общаться «Мне грустно, что я не могу поговорить с тобой».
8. Не используйте разнообразный речевой материал к одинаковым ситуациям, действиям и предметам. Используйте одну и ту же речевую форму, но показывайте разные типы одного и того же явления или предмета. Например, на начальных этапах, и море, и река, и вода в бутылке, и лужа — будут обозначаться одним словом «вода». Или при обучении пониманию инструкций, Вы будете говорить одно слово «Дуй», но дуть ребенок будет на горящие свечи, перья, вату, воду в ванной, лепестки цветов и т.п. Совместно с логопедом используйте перечень слов и инструкций, отрабатываемых в течение недели или даже месяца, и создавайте для ребенка такие ситуации деятельности, чтобы как можно чаще использовать слова из этого перечня.
9. Не используйте инвертированные словосочетания (высказывания, которые отражают «причинно-следственные связи», «пространственно-речевые конструкции», «временные отношения», «величину и размер»), метафоры и т.п. в общении с неговорящим ребенком. Стройте предложение по схеме «субъект + действие + объект», например: «собака бежит», «я мою посуду».
Инвертированные конструкции: Молоко разлито котенком. Дерево сломано сильным ветром. Окно разрисовано морозными узорами.
Правильно: Котёнок разлил молоко. Ветер сломал дерево. Мороз разукрасил окна – но данное предложение с переносным смыслом лучше не употреблять.
10. Помните самое главное правило: следите за активностью ребенка! Как только Вы видите его готовность повторить или сказать самому, поощряйте эту активность, а сами затихайте. Для того, чтобы ребенок говорил ему нужно обилие собственной речевой практики.
По материалам журнала «Логопед в детском саду».
Составила учитель-логопед О.С. Ускова