Хотя бы 10 минут в день нужно уделять общей физической подготовке ребенка. На начальном этапе нужно добиться правильного выполнения, затем постепенно наращивать темп во время упражнения. В комплекс включать 4-5 упражнений, упражнения выполнять не более 5 раз, учитывая физическую подготовленность ребёнка.
Общеразвивающие упражнения
- Круговые движения руками.
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч.
На счет «раз, два, три, четыре» дети поднимают руки вверх, в стороны, вниз. Руки не рекомендуется заводить назад дальше ушных раковин. В руках могут быть самые разные предметы (флажки, звучащие погремушки, мягкие игрушки и др.).
Дома можно заменить это упражнение совместным сгибанием-разгибанием рук типа «бокс». Повторить 8—10 раз.
- Подползание под скамью или другие поверхности.
И.п.: стоя на четвереньках.
При выполнении данного задания работают мышцы спины, позвоночника, рук, ног. Важно, чтобы высота поверхности, под которую подлезает ребенок, не превышала 35-40 см (чтобы проходила голова).
После этого упражнения полезно встать на ноги, выпрямиться (можно ударить по мячу, который держит взрослый, позвонить в колокольчик, перебрасывание мяча друг другу и т. п.).
- Упражнение для укрепления мышечного и связочного аппарата стопы.
Можно использовать любые предметы и ситуации, где речь идет о тренировке мышц стоп. Прежде всего, это ходьба ребенка босиком по песку (по гравию), по траве и т.д., по ворсистой поверхности, собирание ногами пуговиц, катание мяча, сидя на стуле, и т. д.
- Приседание, держась за гимнастическую палку.
Дети берутся руками за гимнастическую палку, которую держит взрослый. На счет «раз» все приподнимаются на носки, держась за палку вытянутыми руками; на счет «два» все приседают (вместе с воспитателем, который опускает палку на пол). Это упражнение легче и интереснее выполнять, если воспитатель стоит внутри обруча (и с помощью обруча руководит детьми), а дети снаружи держатся за обруч.
Дома взрослый может выполнять это упражнение вдвоем с ребенком.
Повторить 6—12 раз, ориентируясь на поведение ребенка.
- Поднятие ног до гимнастической палки.
I вариант. И.п.: дети лежат на спине, руки за головой (лучше зафиксировать их общей гимнастической палкой или держаться за гимнастическую скамейку, которая стоит за головой у детей). Взрослый кладет гимнастическую палку к вытянутым ногам детей, предлагая им «уцепиться» стопами за палку. На счет «раз» дети поднимают прямые ноги вместе с палкой, на счет «два» опускают. Работают передние мышцы бедра и брюшной пресс.
II вариант. И.п.: то же. Взрослый держит палку на расстоянии вытянутых прямых ног детей и предлагает им достать ее (так же на счет «раз» и «два»).
Дома это упражнение можно усложнить: ребенка кладут на край стола так, чтобы ноги висели в воздухе, и предлагают поднимать и опускать ноги, так же на счет «раз» и «два» или «вверх» и «вниз». Нагрузка на мышцы живота в этом случае больше.
- Ходьба по дорожке шириной 15—10—5 см вдоль палки или веревки.
Это упражнение для воспитания правильной ходьбы, т. е. для формирования свода стопы и правильной осанки. Основное условие для его выполнения — параллельное положение стоп (так, чтобы линия опоры проходила через пятку или второй палец).
В этом упражнении работают все мышцы, формируется осанка, воспитывается равновесие. Для воспитания равновесия можно учить детей ходить по узкой дорожке на определенной высоте (гимнастическая скамья, стесанное бревно и т. п.). Принцип один: чем выше поверхность, тем она должна быть шире, и наоборот.
- Перешагивание через ряд препятствий.
И.п.: стоя. Препятствия кубики, мягкие игрушки и др. должны находиться на расстоянии 40 см. Детям предлагается перешагивать через препятствия чередующимся шагом. При выполнении этого упражнения не только воспитывается координация движений, но и проверяется сила мышц.
- Присаживание из положения на спине, держась за гимнастическую палку.
Дети лежат на спине. Взрослый предлагает им взяться за гимнастическую палку, а затем на счет «раз» перейти в положение сидя, держась за палку. При этом работают мышцы-сгибатели рук и мышцы живота. На счет «два» дети переходят из положения сидя в положение лежа. При этом работают мышцы рук и спины.
Если мышцы-сгибатели рук слабы, то дети не смогут выполнить это упражнение.
- Присаживание с фиксацией стоп.
Ребенок лежит на спине (на столе или гимнастической скамье). Взрослый фиксирует ноги ребенка в нижней части голени и предлагает сесть. Работают мышцы брюшного пресса.
Если дети выполняют это упражнение коллективно, то можно предложить им садиться и ложиться с фиксированными ногами (ноги можно «подсунуть» под диван, кресло).
- Ходьба по ребристой поверхности.
Это упражнение для профилактики и исправления плоскостопия в детском саду может выполняться на ребристой доске, дома — на массажных ковриках, резиновых ковриках для ног и других ребристых, пушистых и неровных предметах.
- Сгибание и разгибание рук. «Бокс».
Двое детей (или взрослый с ребенком, если это происходит дома) стоят на полу лицом друг к другу (взрослый может сесть на табурет). Руками берутся за кольца с двух сторон. Затем сгибают и разгибают руки попеременно, т. е. при сгибании одной руки другая разгибается. Упражнение активное. Работают мышцы сгибатели и разгибатели рук и мышцы плечевого пояса.
Упражнение можно выполнять с группой детей, которые сидят на скамейке и руками держатся за палки. Взрослый сидит напротив лицом к детям, держась с одной стороны за концы тех же палок. В этом случае, помимо укрепления мышц плечевого пояса, воспитывается еще умение координировать свои движения.
- Наклоны и выпрямление туловища.
И.п.: стоя на полу, ноги на ширине плеч. Движения в коленных суставах ограничиваются палкой или веревкой, натянутой на уровне тазобедренных суставов детей.
Взрослый предлагает детям наклониться, не сгибая колен, и поднять игрушки, лежащие на полу (по другую сторону веревки). Дети наклоняются вперед и выпрямляются, поднимая игрушки над головой. Здоровым детям можно предложить в этот момент встать на носки.
Упражнение активное, работают мышцы живота и спины. Воспитывается координация движений.
ВАЖНО: во время занятий дома необходимо соблюдать питьевой режим — не более одного-двух глотков воды с периодичностью через два упражнения, всего в день ребенок должен выпивать полтора литра воды. Есть лучше за полтора-два часа до занятия и насытить пищу сложными углеводами. После занятия ребенку необходимо поесть, но не раньше, чем через 30–40 минут.
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!