Все мы прекрасно знаем, что одно из важных качеств, способствующих успешной учебе – это память. И один из способов развития памяти — это заучивание стихов. Теперь уточним, как это лучше делать, чтобы заучивалось легко и надолго. Сразу хочу отметить, что так заучивать стихи можно и с дошкольниками, и со школьниками. Разница лишь в том, кто читает стихи. Если Ваш малыш еще дошкольник, то, конечно, читает взрослый. Если младший школьник, то читает и взрослый, и ребенок по очереди. Нельзя позволять ученикам 1 класса читать стихотворение и заучивать его самостоятельно. Почему? Вы можете сказать, что ваш первоклассник уже хорошо читает, и Вы доверяете ему, развиваете самостоятельность. Все это очень хорошо, когда не касается заучивания стихов. Когда ребенок учится читать, то он читает орфографически, т.е. так как написано. А произносим мы многие слова орфоэпически, по законам русского языка. Мы же не говорим «кОрОна», «скаЗка», «зуБ», хотя написано именно так. А вот дети, когда учатся читать, читают именно так. И если Вы позволите выучить стихотворение ребенку самостоятельно, то и запомнит он его именно так, как читал. Вот и получается, что дошкольники часто рассказывают стихотворения лучше, чем ученики 1-2 классов. Потому что они запоминают правильное произношение с выражением на слух, а школьники запоминают так, как написано: орфографически и без выражения. А значит, теряется большая часть смысла стихотворения, его эмоциональная окраска. Кстати, чем интереснее и веселее стихи, тем легче они запоминаются. Поэтому для заучивания наизусть надо брать ритмичные и весёлые стихи.
Давайте разберем по этапам, как учить стихотворение с ребенком:
1 этап. Обязательное чтение стихотворения взрослым. Вы даете образец выразительного и правильного чтения. Помогаете ребенку прочувствовать настроение и характер стихотворения. Давайте, попробуем выучить маленькое стихотворение В. Орлова «Дятел» и правильно прочитаем его ребенку.
Дятел, Даже молодой,
-Вежливая птица:
Он всегда перед едой
К червячку Стучится!
2 этап. Выяснить, как ребенок понял смысл стихотворения.
Спросить, о чем говорится в стихотворении?
Какой дятел? (Молодой, вежливый)
Почему дятел вежливый? (потому, что стучится)
Зачем он стучится к червячку? (чтобы добраться до червячка, найти его)
3 этап. Уточнить значение трудных слов, спросить все ли понятно. Прочитать с читающим ребенком трудные слова из текста.
4 этап. Прочитать еще раз вместе, если ребенок читает. Или пусть ребенок читает сам 2 раза (вслух и шепотом).
5 этап. Очень хорошо совместить чтение с движениями тела или рук.
Здесь можно сделать так: на первой строчке показать длинный нос – дятел,
На слово «вежливая» птица – небольшой поклон,
На слова «перед едой» — показать как движется ложка ко рту,
«К червячку стучится» — постучать по столу.
Так можно придумать любые движения, чтобы сработала двигательная память и ребенку легче будет запомнить порядок строк. Только обратите внимание, что движения выполняем, когда читает взрослый или при заучивании. Если читает ребенок, то никакие движения не выполняются.
6 этап. Нарисовать это стихотворение в виде символов или сделать иллюстрацию к тексту. Здесь можно прорисовать не каждую строчку, а смысловую фразу. Это стихотворение можно изобразить в виде 3 картинок-символов: дятел (птичка, длинный клюв), тарелка, червячок. Последовательное расположение картинок поможет ребенку, у которого преобладает зрительная память.
7 этап. Заучивать стихотворение не по строчке, а по фразам. Если фраза длинная, то можно разбить ее на части. Заучивание совмещать с показами картинок и движениями. Читаем первую фразу « Дятел, даже молодой, — вежливая птица» и ребенок повторяет ее 2-3 раза ( вслух, шепотом, с закрытыми глазами). Затем к первой фразе приклеиваем следующую «он всегда перед едой» и ребенок повторяет сразу 2 фразы 2-3 раза. Затем приклеиваем следующую фразу и повторяем 2 уже заученные и 1 новую « к червячку стучится». Затем повторить все стихотворение вместе 1-2 раза и отложить на время.
Если стихотворение длинное, то надо разбить его на смысловые части и каждую часть учить таким образом, а потом все объединить.
8 этап. Повторить стихотворение вместе через промежуток времени, через полчаса, позже, перед сном, на следующий день. Только не стоит делать это в виде экзамена: «А ну-ка, расскажи, я посмотрю, как ты запомнил». Гораздо эффективнее, если Вы предложите рассказать вместе папе, бабушке, соседке; если Вы начнете рассказывать, а потом «забудете» и попросите ребенка помочь; если Вы попросите ребенка послушать, правильно ли Вы запомнили.
Можно попросить малыша, чтобы он выучил это стихотворение с котенком, с игрушечным мишкой или какой-нибудь игрушкой. Можно рассказать стихотворение на ночь подушке, луне, и т.д. Нам это может быть смешно, а дети все воспринимают за чистую монету, и с удовольствием будут рассказывать и вымышленному домовенку, и луне за окном и дождику.
9 этап. Повторите стихотворение через день, через два, помогая малышу картинками и движениями, если он забудет. Вот и все. Если вы пройдете эти 8-9 этапов, то Ваш малыш прекрасно выучит стихотворение без напряжения. При таком заучивании мы делаем упор на все системы человека (слуховую, зрительную, образную память включаем, кинестетическую – движения) и все они работают вместе, значительно облегчая работу ребенка, помогая лучше и легче запоминать стихи.
Если Вы будете учить стихотворения таким образом и со школьниками, они смогут даже трудные стихи запомнить быстро и хорошо.